Коллекционер
Александр Добровинский — адвокат, специалист по семейным делам, управляющий партнёр московской коллегии адвокатов «Александр Добровинский и партнёры». Коллекционер. Обладал крупнейшей в мире частной коллекцией советского фарфора.
Александр Добровинский родился в Москве в сентябре 1954 года. Любовь к искусству внуку передал дед по материнской линии Рубен Борисович Кусиков, знаток и ценитель живописи, — младший брат поэта Александра Кусикова, участника «Ордена имажинистов». Дед собирал всё, что было связано с Серебряным веком — книги, картины, интересные вещи, в его коллекции были даже две работы Марка Шагала. Мама собирала украшения Art deco — шкатулки, коробочки, которые делали известные ювелиры. У неё была большая коллекция и в Париже, и в Москве. Как говорит сам Александр, он вырос в домашнем музее, десятки и сотни раз присутствовал на встречах коллекционеров, наблюдал процесс торгов и обменов. Поэтому сомнений, что когда он вырастет, то тоже станет коллекционером, у него не было. Был только один вопрос — что он будет собирать?
Предметами его первой коллекции стали курительные трубки, которые английские и французские офицеры в Индокитае заказывали у местных ювелиров. Потом собирал коллекцию агитационных лакированных шкатулок с изображением революционных миниатюр, советской агитационной резной кости, а также фотографий и картин первой половины XX века. Чуть позже появилось новое увлечение — агитационные драгоценности и ковры. Имеется большое собрание плакатов, женских портретов и книгXX века. По словам Александра Андреевича, коллекционирование основывается на трёх китах:
- Первый кит — это инстинкт охотника. Это когда ты гоняешься за предметами, выискиваешь их, ожидаешь, когда покупатель даст согласие на продажу.
- Второй кит — это невообразимое удовольствие от изучения предмета, попавшего в твою коллекцию. Ты изучаешь всё, что с ним связано и постепенно становишься экспертом в этой области.
- Третий кит — это инстинкт похвальбушника. Это когда коллекционер начинает выставлять свои шедевры, показывать их коллегам и гостям, гордиться этим приобретением. Главное удовольствие коллекционера — это общаться с себе подобными. Это для него наивысшее наслаждение.
Индивидуальный кит Александра Андреевича — это писательство. Он не просто собирает вещи, а пишет их истории. Однажды ему подарили бумажник Наполеона. Изучив всё, что можно было по этому предмету, он написал полную историю этого бумажника. Когда-то в детстве Александр познакомился с внуком легендарного советского кинорежиссёра Григория Васильевича Александрова. Они вместе учились и в школе, и в институте. Однажды, уже будучи достаточно взрослыми, они встретились на даче Александрова и Орловой во Внуково, где Гриша (его назвали в честь великого деда) продавал частями всё то, что там хранилось. Зайдя в дом, Александр увидел на полу фотографии с автографами Чарли Чаплина, Марлен Дитрих, Греты Гарбо. Там же был архив Григория Александрова и Любови Орловой, содержащий в том числе дневники кинорежиссера, которые тот вёл всю свою жизнь, и их личные вещи.
Всего в доме было примерно 40-42 тысячи единиц хранения — Григорий Васильевич ничего не выбрасывал в своей жизни, собирал всё, даже трамвайные билетики, выпущенные в 1922 году. Кроме того, там было огромное количество документов и фотографий, связанных с его знаменитой поездкой в Европу, Америку и Мексику, открытие актрисы Марлен Дитрих. Добровинский сначала купил всё, что было на даче, а потом приобрёл и сам дом, чтобы сделать там музей. Ему удалось даже выкупить обратно все земли, которые до этого распродал внук, чтобы восстановить границы земельного участка, каким он был при звёздных хозяевах. После этого началась кропотливая работа — нужно было разобрать более 24 тысяч фотографий, понять, кто на них изображён, какие известные личности, прочитать и расшифровать все дневники.
Результатом огромного труда станет двенадцатитомное издание, посвящённое звёздной чете. Сейчас вышел пока только 5-ый том. Работа продолжается. Александр Добровинский издаёт эти книги на свои деньги не для продажи. Он дарит издания киношколам, университетам, считая, что новое современное поколение должно знать о таких гениальных людях. По словам самого коллекционера, всё это должно принадлежать народу, а не ему. Ещё одна коллекция, которой невероятно гордился Александр Андреевич — это коллекция русского фарфора советского периода, насчитывающая более 5,5 тысяч предметов. Он выставлял её в Пушкинском музее, где она заняла 5 больших залов. Но с ней, к сожалению, пришлось расстаться, так как красивые фарфоровые вещи постепенно «выселили» Добровинского сначала из одной квартиры, потом из другой, а, когда в третьей квартире остался только маленький проход, коллекционер решил, что пришла пора передать её другому владельцу.
У Александра Андреевича есть уникальный плакат Владимира Маяковского — «Закованная фильмой» с портретом Лили Брик и афиша, нарисованная Родченко к кинофильму «Броненосец "Потёмкин"», а также около 40 афиш Бондианы, в основном фильмов с участием Шона Коннери. Они делались в каждой стране разные — от Франции до Японии и от Америки до Финляндии. В коллекции также есть особый экспонат — Часы Эдуарда VIII. Он известен тем, что в 1936 году отказался от короны ради того, чтобы связать свою жизнь с дважды разведённой сорокалетней американкой, укравшей сердце наследника престола. История их приобретения следующая. 12 лет назад Добровинский участвовал в одном из аукционов. В зале он увидел двух очень известных дам – Мадонну и Барбару Стрейзенд. Обе приехали на аукцион за одной вещью — браслетом Panther, принадлежавшим Уоллис Симпсон, той самой супруге Эдуарда VIII.
Это ювелирное украшение стало самым дорогим проданным браслетом в истории аукциона. Его цена составила 4,5 миллиона фунтов стерлингов (около 7 миллионов долларов). После окончания торгов весь зал находился в возбуждении, обсуждая происходящее, притом, что имя покупательницы было для них неизвестно. Вынесли следующий лот — это были часы Эдуарда VIII, стоимостью 50 тысяч фунтов стерлингов. Данная вещь никого не заинтересовала, кроме Александра. Приобретя часы по начальной цене, уже на следующий день он получил предложение их продать. Сначала ставка была в два раза выше, потом к ней стали добавляться предложения — чаепития с королевой, билет на королевские скачки, посещение Букингемского дворца и так на протяжении 12 лет. Но Александр не хочет расставаться с часами.
И всё потому, что с ними также связана одна история. Леди Симпсон подарила их Эдуарду VIII на Пасху, на них надпись – «Нет прощения тому, кто пошёл в неправильном направлении». Говорят, что, на церемонии отречения её будущий муж в своей речи произнёс, что он не может допустить, чтобы на троне его страны сидел несчастный король, поэтому он отрекается от престола ради любви. Леди Симпсон, услышав это, воскликнула: «Какой идиот!».