Санкт-Петербургская филармония
Коллекция Санкт-Петербургской филармонии: «Франческа да Римини» Чайковского на закрытии XII фестиваля «Музыкальная коллекция»
С 30 мая по 28 июня 2017 года в Петербургской филармонии прошёл XII Международный фестиваль «Музыкальная коллекция». В него вошли 18 концертов, но наибольшее внимание привлекло закрытие. Заслуженный коллектив России исполнил три знаковых произведения. В первую часть вошла фантазия для оркестра Петра Ильича Чайковского «Франческа да Римини».
«Франческа да Римини» — это симфоническая фантазия, созданная русским композитором Петром Ильичом Чайковским в 1876 году. Произведение основано на сюжете из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Если точнее, из пятой песни «Ада», повествующей о трагической любви красавицы Франчески да Римини.
О чём это произведение
Франческа, жена Джанчотто Малатеста, влюбляется в брата мужа, Паоло. Их страсть приводит к трагедии: они оба убиты ревнивым супругом. В аду души любовников вечно скитаются, терзаемые ветром, символизирующим их страстные желания.
Пётр Ильич Чайковский в 1876 году хотел создать оперу. Пересмотрел множество сюжетов и в конце концов увлёкся «Божественной комедией».
«Этим утром, когда я был в поезде, я прочитал Четвертую [оригинальная цитата из письма] песнь Ада, и меня охватило жгучее желание написать симфоническую поэму о Франческе», — признался композитор чуть позже.
Свою фантазию он посвятил своему другу Сергею Танееву. Музыка отражает ужас, испытываемый Данте, и даже передаёт момент убийства. Композиционно эта симфоническая поэма включает в себя:
- вступление — автор сбивается с пути и попадает в мрачный лес;
- первую часть — он всё глубже погружается в круги Ада;
- вторую часть — во втором круге обнаруживаются другие заблудшие души, в том числе Франческа и Паоло;
- третью часть — влюблённые рассказывают свою историю, а автор убеждается в неотвратимости вечного наказания.
Главные герои видео
Премьера «Франческа да Римини» состоялась в 1877 году в Москве под управлением Николая Рубинштейна. В том же году поэму сыграли и в Петербурге под руководством Эдуарда Направника.
Спустя 140 лет её блестяще исполнил Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии, старейший симфонический оркестр нашей страны, история которого началась с создания Придворного музыкантского хора Александра III. За дирижёрский пульт встал народный артист РФ Николай Алексеев. Смотрите запись этого выступления на Leo Classics.