Дудаков Валерий
Коллекционер, искусствовед
Рус
30 мин.
0+

Советский и российский коллекционер, искусствовед, академик Российской академии художеств, поэт. Главный художник фирмы «Мелодия», главный эксперт Советского фонда культуры. Занимал пост генерального директора галереи «Новый Эрмитаж»

Валерий Александрович Дудаков родился в 1945 году в Москве. После школы поступил в полиграфический техникум, где среди прочих профессиональных предметов изучал историю искусств. Когда учащимся техникума объявили, что в ГМИИ им. Пушкина создан клуб юных искусствоведов, в котором подростки будут изучать азы русского и западноевропейского искусства, Валерий не раздумывая пошёл учиться и стал одним из первых выпускников этого клуба. После окончания техникума работал художником-оформителем в научно-технических издательствах Москвы, с 1969 года — в фирме «Мелодия», где в 1973 стал главным художником. Через некоторое время стал очень хорошо зарабатывать, по 2000-3000 рублей в месяц, и задался вопросом — а что делать с этими деньгами? 

Всё это время Валерий находился в тесном контакте с художниками-живописцами, и постепенно начал испытывать определённое разочарование в своей профессии: чувствовал, что достиг потолка, больше некуда расти и пора что-то менять в жизни. Все эти обстоятельства подтолкнули Валерия к новой творческой стезе — коллекционированию. Свою первую работу Валерий не покупал, ему её дали «на повисение», такое часто практиковалось в советское время у художников-нонконформистов, среди которых у него было много друзей: Дмитрий Краснопевцев, Лев Кропивницкий, Слава Калинин, Борис Свешников, Володя Немухин. К Валерию часто приходили гости, у него была хорошая квартира, знакомства, деньги. Вот в такие благоприятные условия сдавали друзья-художники свои работы на экспозицию.

Первой картиной в коллекции стала работа Владимира Вейсберга «Натюрморт» 1968 года с белыми геометрическими предметами (к сожалению, судьба картины сложилась трагично, в 2012 году она сгорела). Он купил её в 1970 году, следуя совету В.Немухина, который уже в то время считал, что Вейсберг достиг того качества, когда это не только интересно, но и выгодно. Дальше, он стал приобретать работы нонконформистов — Ю. Купермана, В. Комара и А. Меламида, А. Зверева, М. Рогинского.

Знакомство с Якобом Рубинштейном и Юрием Торсуевым подняло его на следующий уровень, он стал вкладывать в коллекционирование больше средств и знаний. На долгие годы Я. Рубинштейн и Ю. Торсуев стали его наставниками и помощниками, познакомили со многими наследниками великих художников – семейством Александра Родченко, вдовой Роберта Фалька и научили всему. В этот период Валерий понял, что превратился в матёерого коллекционера, и ни за какие деньги он не продаст любимые предметы искусства. 

Увлекаться работами мастеров Союза русских художников Дудаков перестал в 1975 году. Диапазон собрания сузился — теперь оно стало включать художников «Мира искусства», «Голубой розы», «Бубнового валета», левых течений 1-й трети XX века, а также шестидесятников. Во второй  половине 1970-х коллекционер стал уделять большее внимание «Голубой розе», левым течениям 1910-х годов. Тогда в коллекцию Дудакова вошли «Распятие» Лентулова, «Карусель» Судейкина, «Трамвай» Богомазова.

«В начале 1970-х годов многие комиссионки и музеи не покупали "Голубую розу", поэтому самые лучшие работы Петра Уткина, Николая Крымова оказались у меня. Выбор был очень большой, а цены просто смешные. Рисунки Ларионова стоили 8 руб. — это цена двух бутылок водки, извините за пошлое сравнение. Акварели и пастели Гончаровой и Ларионова стоили 40–50 руб. Живопись могла доходить до 2 тыс. руб. — уже очень большие деньги. А в среднем голуборозовцы стоили от 400 до 2 тыс. руб., не больше. Бубнововалетовцы — те же самые суммы, тоже от 400 до 1 тыс. Айвазовский и Шишкин были дороже — 4–5 тыс., иногда даже 6 тыс. руб. "Карусель" Сергея Судейкина, самую значимую и самую интересную его работу, я купил в 1974 году за 14 тыс. руб. — это были колоссальные деньги, стоимость двухэтажной кирпичной дачи. Но это редкое исключение» (из воспоминаний В. А. Дудакова).

В 1986 году был основан Советский фонд культуры, структура, параллельная Министерству культуры. Председателем правления стал Дмитрий Сергеевич Лихачёв, а реально человеком, который продвигал все эти программы, была Раиса Максимовна Горбачёва. Работая в фонде, Валерий организовал 27 огромных выставок за рубежом и 160 — в Советском Союзе, что, несомненно, подняло ценность картин, написанных советскими художниками. Была даже попытка сделать аукцион, но он не состоялся.

Ещё один замечательный проект, тоже, к сожалению, не реализованный до конца — Музей современного искусства. Он возник в 1989 году, до ГЦСИ. Директором был Василий Алексеевич Пушкарев (искусствовед, в 1951–1977 годах директор Русского музея), а Дудаков стал его заместителем. В коллекцию музея собрали около 500 работ начиная с художников 1910-х годов, «Голубой розы», «Бубнового валета», Шагала, Малевича, вплоть до нонконформистов, причём большая часть работ была специально куплена для музея. 

Одной из самых ценных работ в своей коллекции Валерий считает картину М. Ларионова «Прогулка». В середине картины виден еле заметный стык. Кто-то разрезал картину на две части. Правую часть Валерий купил в 1976 году за 2000 рублей, а вот вторую только через 30 лет и уже за 50 тысяч долларов. После этого соединил обе части и теперь картина выглядит так, какой её создал автор.

Валерий Александрович в одном из интервью сказал: «Когда меня, не дай бог, называют старым антикваром или каким-нибудь дилером, я в шутку говорю: "Нет, я старый спекулянт!". Хотя уже давно ничего не продаю. Но на самом деле Дудаков — коллекционер с большой буквы. Его главный девиз — прожить жизнь так, чтобы сделать что-то полезное, сеять разумное, доброе, вечное. Коллекционеры, «севшие на антикварную иглу» не уходят на пенсию, у них работа до конца их дней.