Моцарт увертюра к опере «Волшебная флейта» Уральская филармония

Уральский молодежный симфонический оркестр

Главный дирижёр - Дмитрий Филатов  


 

 

Рус
7 мин.
0+

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)

Увертюра к опере «Волшебная флейта», KV 620 (1791)


 

«Какая непринуждённая и в то же время благородная популярность в каждой мелодии, от простейшей до самой могущественной! Действительно, гений совершил здесь, пожалуй, гигантский шаг, ибо, создав немецкую оперу, он одновременно сотворил такой совершенный шедевр, какой невозможно превзойти», – восхищался «Волшебной флейтой» Моцарта Рихард Вагнер. «Своей лучистой солнечностью эта музыка преображает самое простодушное и в тот же миг возносится на предельные вершины мистической мудрости», – писал об этом произведении Герман Аберт, автор фундаментальной монографии о Моцарте. «Инструментальная часть оперы представляет собой исполненное определённого смысла архитектурное сооружение – искрящееся и одновременно пористое, как красивое старинное стекло, хрупкое, с тёплыми отблесками», – отмечал в своём оперном путеводителе Густаво Маркези.

Полная весёлой путаницы и жизнелюбивых шуток, «Волшебная флейта» остаётся при этом одним из самых загадочных и философских произведений в истории искусства. Её истолковывают как духовную притчу, полную символов и иносказаний, или как апологию оптимистических идеалов эпохи Просвещения. Музыка же Моцарта, кажется, передаёт всё многообразие жизни, в которой слиты смешное и возвышенное, благородное и низменное.

В оживлённую и несколько таинственную атмосферу сказочного сюжета вводит увертюра. Три торжественных вступительных аккорда символизируют светлое царство мудреца Зарастро. Последующее Allegro не имеет непосредственной связи с темами оперы – скорее, это вольный симфонический пересказ тех мыслей, что найдут своё дальнейшее сценическое воплощение. Лёгкая, подвижная тема Allegro, которая развивается в виде фугато и полна нескончаемого щебетания, отсылает к характеру беспечного, добродушного, неуёмного Папагено. А вторая, более певучая, мелодия близка по духу к теме любви Тамино и Памины. Таким образом, симфоническое вступление к опере словно концертирует в себе тему счастья: счастья мудрого познания жизни (Зарастро), счастья житейского (Папагено), счастья возвышенной и поэтической любви (принц Тамино). Увертюра тем самым предвосхищает утверждение главной идеи оперы – торжества разума и света, красоты, добра и истины.