Вадим Вольфсон

Коллекционер

Рус
28 мин.
0+

Член Московского союза художников, коллекционер, книжный реставратор, галерист – экспозиционер, лектор, создатель уникальных изданий, создатель Музея просвещения «Книжная галерея Вольфсона»

«Собирательство – это моя жизнь»

Вадим Вольфсон 

Вадим окончил лицей № 22 в городе Воскресенске, поступил в Государственный институт инженеров транспорта на механический факультет. Но вот уже более 30 лет является директором просветительского музея. По словам коллекционера, он «приговорил себя» к поиску и подбору всего, что связано с обучением, школой, образованием, а это, в свою очередь, привело к собирательству русских учебников, школьных тетрадей, дневников, пособий и различных предметов быта учащихся гимназий, школ и семинарий. Он называет свой музей — музеем жизни, музеем того, что связано с детством, со школой, с чернилами и перьями. Каждый предмет попадает в музей по-своему. Ингода предметы сами находят музей — что-то приносят, что-то покупается. У коллекционера много сподвижников, и среди них много детей. Дополняя музей своими экспонатами, дети знакомятся с историей привычных им предметов: карандашей, тетрадок и учебников.

Коллекция тетрадей очень многообразна: здесь и редкие дореволюционные и советские школьные тетради, в которых писали наши дедушки и бабушки, и изысканные дореволюционные тетради, тетради с портретами советских вождей, поэтов и писателей, лётчиков и политических деятелей, редкие тетради с портретом Троцкого, Рыкова, Ленина, Сталина. Запрещённые школьные тетради, знаменитые сытинские тетради, тетради «Мюръ и Мерилизъ», серия тетрадей к 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина, редчайшие тетради войны 1941-1945 годов. В клеточку и в линеечку, с цветными обложками, рисунками известных художников. Тетради разных размеров, типов, изготовленные различными фабриками Российской империи и Советского Союза. Агитационные, пионерские, комсомольские, а также посвящённые различным историческим событиям и памятным датам. Тетради, на задних обложках которых можно ознакомиться не только с привычной таблицей умножения, но и с русскими мерами длины, веса, кубическими мерами, мерами линейными. Можно было выучить «Интернационал», обычаи юных пионеров и даже стихи Пушкина.

Коллекция металлических перьев содержит более 26 тысяч экземпляров. Производить металлические перья начали в 1830 году. С тех пор, выпуск каждого нового экземпляра посвящали крупным событиям: годовщине битвы или музыкального произведения, открытию моста или месторождения, юбилеям великих писателей или памятным датам.

Больше 400 мануфактур в мире выпускали перья, но российские были самыми красивыми.  Первая мануфактура в Российской империи открылась в 1895 году в Риге. В день удавалось произвести до одного миллиона единиц продукции. И даже сегодня все действительно серьёзные документы, будь то международный договор или соглашение, подписываются только пером или чернильной ручкой. История школьных дневников тоже весьма занимательна. Например, в дневниках царской России были специальные отрывные билетики, которыми учащиеся пользовались во время каникул. По ним можно было бесплатно сходить в кино или проехать на транспорте. На этом билетике была вся информация, как на командировочном удостоверении — имя, фамилия, школа и класс. Также в дневниках были специальные вкладыши, там свою отметку должен был поставить служитель церкви. Без этой церковной печати ученика не могли перевести в следующий класс. 

В музее есть раздел, который у Вадима на особом счету — отдел с несколькими тысячами школьных писем военных времён. Писем, которые дети писали своим родным на фронт и писем, которые они получали с фронта. Отцы всегда сетовали на то, что у девочки или у мальчика не очень хороший почерк или тройка по математике, проводили некоторую воспитательную работу. А дети брали лист бумаги, перо и чернила и настойчиво, уверенно, писали своим любимым отцам, рассказывая им про свою жизнь несколькими наивными и трогательными предложениями, нисколько не сомневаясь, что отец жив и бьёт и победа будет за нами. 

«Здравствуй, папка!

Я уже учусь. Я бежал и упал, и разбил себе левый бок, а теперь нельзя ходить. А Зойка растолстела, и на нее все тесно. У мамки выходной сегодня, и она шьет мне штаны, на зиму. А ты на фронте бей фашистов. Ну до свидания. Крепко целую. Витя» 

Музей просвещения «Книжная галерея Вольфсона» занимается также издательской деятельностью. Есть среди книг настоящие шедевры. Например, книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» — некая театральная композиция, арт-объект или художественная подставка для книги. Книга «Заповедная Россия» с лучшими работами Владимира Евгеньевича Гиппенрейтера, которую в России не решилась печатать ни одна типография  из-за её очень сложной конструкции. Вадим назвал её квадрификус — такая необычная книжка-раскладушка. Кстати, за эту работу типография получила золотую медаль на международной выставке. Среди самых ценных экспонатов коллекции, несомненно, можно отметить автографы Бриллиантовой пятёрки русской литературы — Гоголь, Тютчев, Достоевский, Пушкин, Лермонтов. Есть автографы Михаила Васильевича Ломоносова, Екатерины Второй, Гавриила Романовича Державина.

И, конечно, много самых интересных предметов, связанных с именем Александра Сергеевича Пушкина. В 1937 году к столетию со дня смерти поэта выпускалось очень много разнообразной продукции — конфеты, шоколад, чернильницы, водка, детское лото. А к столетию со дня рождения Александра Сергеевича были выпущены металлические перья. Их было всего пять, и три из них были русские и это очень важно. В одном из последних залов музея есть много предметов, рассказывающих об истории Малороссии. Эта тема всегда интересовала коллекционера. Не потому, что это какая-то особая область, а потому что сегодня всё переворачивается с ног на голову. Русский язык на Украине был всегда. Когда была Российская империя, на той территории выпускались географические карты на русском языке, тетрадки, в которых писали дети — тоже были на русском и юридические документы, регулирующие земельные отношения, кому какая земля принадлежала и по какому праву, тоже написаны по-русски. 

Вадим Вольфсон считает, что коллекционер — это не просто собиратель, а настоящий исследователь. Он обязательно должен изучить свой предмет и поделиться знаниями с другими людьми.