«Весна», кантата для баритона, хора и оркестра, op. 20 (1902, слова Н.А. Некрасова)

Уральский молодёжный симфонический оркестр 

Главный дирижер – Дмитрий Филатов

Симфонический хор Свердловской филармонии

Художественный руководитель и дирижер — Андрей Петренко

Алексей Фролов (баритон)

Дирижер — Андрей Петренко

Сергей Рахманинов (1873–1943)

В начале ХХ столетия Рахманинов переживает «новое рождение»: он преодолевает последствия душевного потрясения, связанные с провалом Первой симфонии, и возвращается к творчеству. В эти годы растёт его международная слава как пианиста и дирижёра; он уже знаком с М. Горьким и И. Буниным, представлен Л. Толстому, в дружеских отношениях с А. Чеховым и ещё более – с Ф. Шаляпиным. Состояние, связанное с «духовным возрождением», воплощается в знаменитом Концерте № 2 для фортепиано с оркестром, а после успеха концерта – в кантате «Весна». Созданию светлого, жизнеутверждающего произведения, с финальным гимном природе и человеку, вероятно, способствовало чувство самого композитора: кантата была написана незадолго до женитьбы Рахманинова на Наталии Сатиной, которая станет спутницей всей его жизни. 

Источником вдохновения стало стихотворение Николая Некрасова «Зелёный шум» (1863), в котором изложение любовной драмы обрамляется описанием весеннего пробуждения природы. Такова же и композиция кантаты, где соло баритона образует средний раздел, «зимний». В замкнутом пространстве избы, окружённой грозными завываниями вьюги, душа героя наполняется жестокими мыслями. «Зима косматая» подталкивает к злодеянию: «Убей, убей изменницу!». Но приходит весна с её торжеством любви и жизни – и «слабеет дума лютая, нож валится из рук». В музыке Рахманинова звукоизобразительные детали присутствуют, но они, скорее, связаны с той бурей страстей, что сотрясает душу героя. 

В «Весне» ярко проявляется своеобразие рахманиновского оркестрового письма, соединяющего сочность красок с известной сдержанностью палитры. Через всё произведение проходит призывный лейтмотив «зелёного шума», напоминающий интонации обрядовых весенних «закличек».

Строки, в которых выражен духовно-этический смысл стихотворения, – идея терпения, любви, милосердия, – выделены в коду. «Здесь звучит то христианское всепрощение, которое приходит не из проповедей, но из живой жизни… Композитор передаёт картину чудодейственного преображения. Последние заветные строки, вслед за баритоном, повторяет весь хор – всепрощением объята и человеческая душа, и душа всего мира», – писал автор монографии о Рахманинове в серии «Жизнь замечательных людей» Сергей Федякин.

01.04.2025
Рус
16 мин.
0+