Трио-соната соль мажор
Ансамбль «Солисты Екатерины Великой»
Рус
13 мин.
0+

XXV фестиваль EARLYMUSIC «Андеграунд», 2022 г. Джованни Пиантанида.

«Солисты Екатерины Великой»: Андрей Решетин, скрипка, Андрей Пенюгин, скрипка, Константин Яковлев, фагот, Ирина Шнеерова, клавесин. Наши представления о шутах, как правило, ограничиваются картиной Валерия Якоби «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), которая к реальности не имеет никакого отношения. Гораздо лучше можно представить себе место и роль шутов при русском дворе благодаря Трио-сонате Джованни Пиантаниды (ок. 1736, Санкт-Петербург).

Понятно, что одним из ее исполнителей был сам автор, скрипач Пиантанида. Но почему соната не сольная, если у него было стремление показать себя на фоне виртуозов двора Анны Иоанновны? Кем был другой скрипач, исполнявший эту музыку вместе с автором? Если посмотреть на композицию сонаты, очевидно, что это набор сцен музыкальной комедии дель арте. Тогда компаньоном автора мог быть, конечно, Пьетро Мира, скрипач и шут Анны Иоанновны, известный под именем Адамки Педрилло.

Именно он пригласил Пиантаниду в Санкт-Петербург, впрочем, так же, как и капельмейстера Арайю, создавшего русскую оперу, и многих других итальянских музыкантов. Таким образом, Трио-соната Джованни Пиантаниды – это одна их шутих двора Анны Иоанновны, дошедшая до нас. В нашей интерпретации этой сонаты партию бассо континуо исполняет не виолончель, а фагот, конечно, с намеком на известный лубок из коллекции Ровинского «Фарнос Красный Нос».