Онлайн-проект «Русский культурный код» исследует, как традиционные ценности и нравственные ориентиры способствуют успеху русских людей в современном мире. Он включает в себя целый сборник бесплатных лекций о различных культурных явлениях, которые объединяют жителей Российской Федерации вне зависимости от национальности и региона.
Данный выпуск посвящён особенностям традиционной свадьбы: как она проходила в деревнях и сёлах в конце XIX— начале XX века. Об этом рассказывает специалист в области русской народной культуры Любовь Швецова. Она объясняет, почему сваты раньше приходили в дом невесты в сумерках, как раньше выглядела церемония с «бросанием букета», что должно было быть в приданом, кто такие «глядельщики» и почему первый месяц семейной жизни называют медовым.
Как отмечает лектор, свадебные обряды образца XIX века сильно отличались от современных.
«Ах, эта свадьба пела и плясала», — поётся в песне на стихи Роберта Рождественского, которую исполнял Муслим Магомаев. Создаётся впечатление, что деревенское бракосочетание — сплошное веселье. Но это не совсем так. Данному обряду всё же был присущ определённый трагизм, где было много печали и слёз, в особенности если речь идёт о северных губерниях.
Традиционная русская свадьба была важным событием в жизни двух семей и потому включала в себя целый комплекс обрядов с множеством символических и даже магических элементов. Справляли её обычно зимой — с Крещения Господня до Мясопутной субботы перед Масленицей.
«Свадьбы играли. То есть был некий сценарий, порядок действий, который складывался столетиями. Имелись, конечно, свои локальные, местные традиции. Но в целом на всей территории нашей страны свадебный обряд был схожим. Были и свои персонажи, так называемые “чины”. Например, “дружка” — первый помощник жениха», — рассказывает Любовь Швецова.
Традиционную русскую свадьбу можно разделить на несколько этапов, которые шли в строгой последовательности. Первый из них — сватовство, «предложение девице, а более родителям её, отдать её замуж за такого-то».
Зачастую (но не всегда) молодую пару выбирали именно родители, руководствуясь какими-то своими интересами. Сватать невесту могли как родственники жениха, так и приглашённые со стороны лица.
Сваты старались прийти в дом невесты незаметно для соседей, иногда в сумерках. Не столько для того, чтобы избежать насмешек в случае отказа, сколько в опасении сглаза.
Если сватовство проходило удачно, то уже на следующий день родственники невесты отправлялись в дом жениха. Пристально там всё осматривали и расспрашивали на предмет доходов и быта, особенностей характера и поведения в семье.
После этого в доме невесты устраивали смотрины, после чего происходил так называемый «сговор».
В зависимости от региона этот этап называли по-разному: запой, рукобитие, сговор. Здесь родители жениха и невесты окончательно договаривались о свадьбе своих детей и решали разные вопросы: дне проведения, размере приданого, количестве гостей.
Когда отцы договаривались, они били по рукам. Отсюда и название данного этапа. С этого момента невеста считалась просватанной, начинался период подготовки к свадьбе. Нарушить сговор было практически невозможно. Это считалось бесчестием.
После сговора по народной традиции устраивали мальчишник и девичник. Последний обычно проводился за несколько дней или накануне свадьбы. Во время него девушка прощалась со своей вольной жизнью, отчим домом и любимыми подругами.
Начинался он с «красования невесты» — облачённая в свои лучшие наряды, она торжественно шла по деревенской улице, держа в руках «красоту» — символ её девичества (зеркальце, головной убор, алую ленту или украшенный цветами букет из еловых веток). Останавливалась возле каждого дома и показывалась перед соседями, а сопровождающие её подруги пели грустные песни и плакали.
После этого наступала очередь следующего обряда — «прощания с девичьей красотой». Невеста передавала этот символ младшей подруге или сестре.
Накануне свадьбы же происходило «завешивание невесты». В окружении ближайших родственников лицо девушки полностью закрывали плотным платком, отражая её символическую смерть в роду своего отца и окончательный разрыв с отчим домом.
Также перед венчанием молодую парили берёзовыми вениками в бане, мыли душистым мылом, дабы очистить девушку перед переходом из одного состояния в другое.
Кстати, о приданом. В Костромской губернии, например, считалось, что хорошая невеста должна иметь:
Утро венчального дня, как и у современной невесты, в традиционной русской свадьбе начиналось со сборов. Когда за девушкой приезжал жених, их обязательно благословляли иконой.
После брачующиеся уезжали на венчание в церковь. В небольшом помещении при храме проводили ещё один обряд — «окручивание молодой». Девушке меняли причёску: волосы заплетали не в одну, а в две косы, укладывали их вокруг головы и покрывали головным убором замужней женщины. С тех пор она уже на людях не могла показываться простоволосой.
Раскрывали девушку уже в доме жениха, во время свадебного пира. И это было рождением её в новом статусе. Встречали же молодых, как и сейчас, хлебом и солью.
В зависимости от местности названий у свадебного торжества было несколько: красный стол, красный обед, весёлый пир, княжеобед и т. д. По традиции столы ставили в избе, а присутствующих высаживали в особом порядке. Жених и невеста сидели в переднем углу под иконами, гости размещались в порядке родства.
В некоторых местах на свадебный пир приглашали «глядельщиков» — это парни и девушки из деревни, за стол они не садились, а были лишь зрителями.
На столе обычно присутствовал большой каравай, символ плодовитости молодых, а также большой бочонок с мёдом. Последний обычно съедался после свадьбы, и отсюда пошло название первого месяца совместной жизни.
Свадьба не ограничивалась свадебным пиром. На следующее утро молодых вели в баню, а всё последующее время было посвящено ряжению и веселью. Родственники проводили испытания невесты с целью узнать настоящий характер девушки.
Последним свадебным обрядом были «хлебины» — визит в дом родителей девушки, когда все участники торжества могли выразить благодарность и уважение друг к другу.
«Нам только кажется, что все эти обряды ушли в прошлое. На самом деле они просто переродились. Например, дружка стал свидетелем, а девичья красота, которую невеста передавала своей незамужней подруге, превратилась в свадебный букет. А испытания молодожёнов? Они и на современной свадьбе проводятся. До сих пор молодых встречают хлебом и солью, а каравай превратился в свадебный торт», — подчёркивает спикер.
Смотрите лекцию об истории и особенностях традиционной русской свадьбы от специалиста по народной культуре Любови Швецовой на портале Leo Classics!