Симфония № 1 для органа с оркестром. Александр Гильман

Уральский академический филармонический оркестр

Рус
24 мин.
0+

АЛЕКСАНДР ГИЛЬМАН. СИМФОНИЯ № 1 ДЛЯ ОРГАНА С ОРКЕСТРОМ

Уральский академический филармонический оркестр

Художественный руководитель и главный дирижер - Дмитрий Лисс

Тарас Багинец (орган)

Дирижер - Дмитрий Лисс

Александр Гильман (1837–1911)

Симфония № 1 для органа с оркестром ре минор, op. 42 (1874), премьера в Екатеринбурге (31.10.2023)

I. Introduction (Largo e maestoso) et Allegro

II. Pastorale: Andante quasi allegretto

III. Final: Allegro assai

Александр Гильман был одним из основателей французской романтической школы игры на органе в XIX веке, плодовитым композитором, выдающимся педагогом. Он стал первым органистом из Франции, совершившим гастрольные туры по странам Европы, США и Канаде, и по праву заслужил международную славу.

Его искусство высоко ценил знаменитый органный мастер Аристид Кавайе-Коль. В 1871 году он рекомендовал Гильмана на должность органиста церкви Святой Троицы в Париже, где тот прослужил в течение трёх десятилетий. А в 1878 году Гильман был приглашён выступить на Всемирной выставке в Париже и дать цикл концертов на великолепном новом органе Кавайе-Коля, установленном во Дворце Трокадеро. Последовавшая затем 20-летняя серия его выступлений в этом зале показала, что орган способен быть самостоятельным концертным инструментом, и породила целую армию поклонников. 

Во Дворце Трокадеро в 1878 году состоялась премьера Первой симфонии Гильмана для органа с оркестром, наиболее популярной в его наследии. Она возникла как оркестровая версия первой из восьми его сонат, которые писались для органов нового типа Кавайе-Коля и потому являются симфоническими по стилю и форме, занимая достойное место рядом с органными сочинениями С. Франка, Ш.-М. Видора, Л. Вьерна. Три части сочинения предваряются медленной интродукцией, пунктирные ритмы которой отсылают к французским барочным увертюрам. Энергичным крайним частям контрастирует чарующая, мягкая Пастораль. Финальная часть, ведущая к ликующей коде, служит образцом романтической токкаты.

В первой половине XX века внимание к наследию Гильмана поддерживалось его учениками. С 1980-х годов его сочинения начали вновь открываться музыкантами и ныне исполняются по всему миру.

Елена Кривоногова