Второй сезон проекта «Без них не начнём»: кинооператор Сергей Астахов делится секретами своей профессии
Если вы думаете, что профессия кинооператора заключается лишь в правильном выставлении света и выводе картинки на экран, вы ошибаетесь. А вот почему — в очередном выпуске второго сезона проекта «Без них не начнём» Российского фонда культуры рассказывает мэтр советского и российского кинопроизводства Сергей Астахов.
Съёмки этого интервью проходили в ресторане Дома кино в Москве. «Здесь я иногда ел», — признаётся Сергей Астахов. Но есть и ещё один интересный факт, который связывает его с этим местом. Это здание когда-то купила прапрабабушка жены героя выпуска. Но ей не повезло. Сделка состоялась в 1916 году, а уже в 1917-м грянула революция.
Главный герой видео
Сергей Астахов — советский и теперь уже российский кинооператор. Родился в семье киномеханика и эту же профессию выбрал для себя. Работал по данному направлению до 1974 года, а затем стал выездным фотографом, отучился во ВГИКе, после чего стал оператором на «Ленфильме».
Его фильмография включает огромное количество лент и телеспектаклей. Пожалуй, самые известные — это «Влюблён по собственному желанию», «Рейс 222», «Сказка о потерянном времени», «Два капитана 2», «Брат» и «Брат 2», «Про уродов и людей», «Анна Каренина», «Развод по собственному желанию», «Элефант», «Сердце Пармы» и другие.
«Профессия кинооператора появилась самой первой из кинематографических специальностей, ещё до режиссёров. Самым первым был человек, который изобрёл кинокамеру», — считает Сергей Астахов, в чём и признаётся в интервью с Айгюн Гасановой.
О чём это видео
В этом выпуске он рассказывает об особенностях своей профессии. Сетует, что кинооператоры в отличие от режиссёров являются нанятыми работниками и не имеют авторских прав на продукт своего труда. Они исполнители с точки зрения организации, но с точки зрения творчества всё несколько иначе. Так что герой считает себя счастливым человеком, работая в данной сфере.
Также в рамках интервью речь зайдёт про современный кинематограф. И одним из наиболее больных вопросов здесь является финансирование. «Смелых дать денег на кино мало. Те, кто вкладывает, хотели бы получить их обратно», — отмечает Сергей Астахов.
Другой момент: сейчас не говорится о ценности фильма как произведения, а о том, сколько он заработал. И с этим связана другая сложность. «Наша система проката не способствует возврату денег. В СССР выпускалось 350 фильмов в год. А было фильмов 10 заметных, 2-3 хороших, а один, может быть, оставался на полке. Я думаю, этот процент приблизительно такой же и сейчас», — отмечает кинооператор.
В беседе он подробно рассказывает о разнице между документальным и игровым кино, о том, как отличить хороший фильм, почему авторские ленты двигают кинематограф. Признаётся, что, несмотря на обилие отснятого материала и наград, не стесняется постоянно учиться чему-то новому. Смотрите полную запись интервью на платформе LeoClassics.