Второй сезон проекта «Без них не начнём»: об искусстве и организации выставок рассказывает Кирилл Светляков
Когда мы приходим на выставку в музей, то попадаем в удивительный мир и уникальную атмосферу, которую для нас задумал организатор. Но кто этот человек? Какую работу он провёл? Бывают ли одинаковые экспозиции? Ответы на эти вопросы в новом выпуске второго сезона проекта «Без них не начнём» помогает найти российский искусствовед и куратор выставок Кирилл Светляков.
Как отмечает ведущая выпуска Мила Макаревич, само слово «куратор» в переводе с латинского означает «опекун».
«Это человек, который заботится о выставке, он за неё отвечает, начиная от идеи и заканчивая открытием и рассказами о ней», — парирует её собеседник.
По его словам, именно куратор выдвигает идею проведения конкретной выставки или как минимум занимается её реализацией через произведения искусства: собирает материал, занимается исследовательской работой или придумывает историю, договаривается с участниками, собственниками и авторами и т. д.
Главный герой видео
Кирилл Светляков — искусствовед и куратор выставок, главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи. Является лауреатом премии Сергея Курёхина (2012) и Государственной премии в области современного искусства «Инновация» (2021).
По происхождению он коренной москвич. Окончил отделение истории искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Сотрудничает с Третьяковской галереей с 2006 года. Кроме организации выставок пишет книги и статьи, читает лекции.
В беседе с Милой Макаревич он рассуждает о работе кураторов, которые в России в большинстве своём всё-таки институциональны. Хотя независимые тоже есть — они не привязаны к конкретному музею, сами ищут спонсора и площадку и проводят выставки.
«Проще в музее, потому что мне, например, важен ресурс, важна коллекция, от которой я могу оттолкнуться. А без коллекции всё это серьёзно осложняет процесс. Когда это пустая площадка, которую ты должен наполнить произведениями из разных мест, половина будет отказов по разным причинам, а это нервы», — отмечает Кирилл Светляков.
О чём это видео
Большое внимание в интервью уделяется критике. Герой видео признаёт, что порой социальные сети лучше не читать. Другое дело, что профессиональных разборов сегодня встречается всё меньше и меньше.
«Сейчас критики нет. Потому что где-то в середине 2010-х годов она целиком сменилась инфоспонсорством. И издания не хотят ни с кем ссориться, либо они напрямую связаны с теми или иными институциями конкретными обязательствами. И в результате всё выхолостилось до анонсов, интервью в рекламных целях, а вся критика ушла в Сеть», — рассказывает Кирилл Светляков.
Он довольно откровенно объясняет, что же является главным в его работе. Много рассуждает про искусство и плагиат, взаимоотношения с художниками, активацию восприятия зрителей и даже про смену взглядов разных поколений: «Ещё совсем недавно в Лувре, например, маленьких детей нормально водили по XVIIвеку, показывали им великие шедевры. А теперь они говорят: "Мама, почему там так много насилия?"». Смотрите полную запись этого увлекательного разговора на Leo Classics.