Второй сезон проекта «Без них не начнём»: о времени и часах рассказывает Михаил Гурьев

Обычно в музеях мы видим таблички с надписью «Экспонаты руками не трогать». Но есть люди, которые не только могут, но и должны прикасаться и оживлять тем самым музейные шедевры. Иначе эти шедевры перестанут ходить и звучать. Во втором сезоне проекта «Без них не начнём» секретами своей редкой профессии делится реставратор часов и музыкальных механизмов Михаил Гурьев.

Реставратор часов и музыкальных механизмов — это специалист, который возвращает к жизни старинные часы, музыкальные шкатулки, табакерки и брелоки; шарманки, механические органы и поющих птичек, и другие сложные специфические устройства, что выпускались с XVI по XXвек. Его работа требует логики, терпения и точности, знанияистории техники, и навыков работы со сложными и мелкими деталями. Только так получается восстанавливать уникальные предметы, сохраняя их историческую ценность для будущих поколений.

«Для меня время — это, прежде всего движение», — признаётся Михаил Гурьев в беседе с ведущей выпуска Милой Макаревич.

Главный герой видео

Михаил Гурьев — заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа. Является лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2010).

По образованию он инженер-механик. Окончил Ленинградский институт точной механики и оптики, а затем английский West Dean College по специальности «Реставрация старинных часов» (кстати, единственное место в мире, где профильно готовят часовщиков). В Эрмитаже работает с 1994 года. За это время он приложил руку к восстановлению таких раритетов, как часы «Павлин», башенные часы Зимнего дворца, Петровские музыкальные часы, часы «Клио и Урания», механический глобус Ивана Грозного, башенные часы в Выборге и Гатчинском дворце и многие другие известные и не очень механизмы.

Сегодня он каждый день прикасается к музейным экспонатам. «Кроме того, что я завожу часы, мы же их и реставрируем. Те самые часы и музыкальные механизмы, и вообще всё, что движется в музее механической, а не электрической силой», — рассказывает Михаил Гурьев в интервью.

О чём это видео

Съёмки проходили в стенах Эрмитажа. В том самом зале, где находятся часы «Павлин» работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри. Они созданы в Лондоне в 1770-е годы и до сих пор работают — их заводят каждую неделю по пятницам в 19:00.

«С "Павлином" всё хорошо. Это единственное место в Эрмитаже, где, насколько я знаю, дети смеются, глядя наэкспонат. Мы, по-своему, возвращаем жизнь в залы музея,наполняя их звуками XVIII и XIX веков», — подчёркивает главный герой выпуска.

Михаил Гурьев подробно рассказывает о комплексной реставрации механизмов, вспоминает свой профессиональный путь, как пришёл в Эрмитаж. Делится тем, что же необходимо знать и уметь людям его специальности. А ещё рассуждает о сути времени: «Сегодня другой ритм жизни, и другое отношение к часам. Мы уже привыкли и воспринимаем их как очень надёжное, безотказное, точное устройство, а, допустим, в XVIII веке плюс-минус пять минут в сутки было нормальным явлением».

Также в интервью поднимаются темы сотрудничества реставраторов. Михаил Гурьев приводит примеры самых интересных своих проектов. Объясняет, когда же заканчивается цикл жизни механических часов, что мотивирует его постоянно повышать свой профессиональный уровень. Беседа получилась очень увлекательной. Полная её запись доступна к просмотру на платформе Leo Classics.

Санкт-Петербург
13.02.2025
Рус
44 мин.
0+