Григорий Глазунов. Театр Буто

Проект «Персона»

29.04.2025
Рус
15 мин.
0+

Интервью с танцором Григорием Глазуновым в проекте «Персона»: об искусстве буто и познании мир

Григорий Глазунов может представляться по-разному: режиссёр, хореограф, актёр, танцовщик, а где-то даже заботливый муж и отец. В России он известен как последователь и преподаватель уникальной техники буто. О ней и не только он рассказал в интервью для проекта «Персона».

О проекте «Персона»

«Персона» — проект журналиста Анны Гриневич, посвящённый деятелям искусства и выходящий на канале «САМПО ТВ 360». Выпуск с Григорием Глазуновым вышел в свет в середине декабря 2022 года.

Главный герой видео

Григорий Глазунов — танцор и хореограф. А ещё он один из немногих мастеров древнего искусства буто в России. Его философию и стиль герой выпуска исследует на протяжении более 30 лет.

Искусство буто — это уникальный жанр танца, возникший в Японии после Второй мировой войны, в 1950-х годах. Это больше, чем просто движение тела, — это глубокая философия, выразительность эмоций и даже вызов традициям.

Буто появилось как реакция на потрясения, вызванные войной, и стало символом поиска новых форм самовыражения. Основными чертами этого уникального искусства являются использование тела как инструмента, проповедование философии абсурда, создание мощного эмоционального эффекта на контрастах и диссонансе, а также минимализм и символизм.

Сегодня буто выходит за пределы Японии и находит отклик у художников разных стран. Григорий Глазунов в своём поиске работал с мастерами этого искусства первого поколения — Катсура Каном и Масаки Ивана.

Различные формы телодвижений он исследовал вместе со своей женой Натальей Жестовской, с ней же в 2002 году в Санкт-Петербурге создал театр OddDance. В своих спектаклях («Сны», «Человек по имени», «Песнь Песней», «Старый дом», «5 картин осени» и т. д.) зачастую выступает не только как режиссёр, но и как хореограф и танцовщик.

Вопросы из интервью с Григорием Глазуновым

Буто — это не просто танец, это способ посмотреть на мир иначе, почувствовать его глубже и осознать свою связь с ним. В интервью для проекта «Персона» Григория Глазунова попросили объяснить, в чём заключается главный феномен данного искусства. Оказалось, нужно понимать, какая именно школа имеется в виду — европейская или азиатская.

О разных школах буто

«Европейская школа — она из тела человеческого сделала инструмент, наделила его языковой формой, разделила на части, научила человека использовать разные части по отдельности», — объясняет Григорий.

Кроме того, по его словам, европейскому человеку свойственен такой своеобразный драматизм и мелодизм, обязательно должна быть музыка. И артист посредством своего тела объясняет, рассказывает, интерпретирует, что же там происходит у него в душе и в мире. Буто становится некоей формой.

«Если мы берём азиатский мир, то тело — это часть человека, и самодостаточная при всём при том. Это часть природы, и тело может говорить само за себя. Просто быть в пространстве, как одинокое дерево на берегу в пасмурную погоду, плывущее облако, снежинка», — продолжает герой выпуска.

В азиатской школе буто тело вмещает в себя весь мир, оно способно резонировать и звучать, не интерпретирует звуки, а пропускает их.

О первых шагах в буто

Как бы удивительно это ни звучало, но Григорий Глазунов уверен, что его знакомство с буто началось с самых лет. Помнит он себя месяцев с восьми. У него развелись родители, мальчик постоянно был в детских садах, самостоятельно учился воспринимать окружающий мир.

«Я жил в этом теле и двигался порой очень странно. Может быть, для окружающего мира мне хотелось чего-то большего», — рассуждает Григорий.

В подростковом возрасте у него случился период неформальной жизни, попытка войти в мир рок-музыки, которая трансформировалась в некую живопись звуками. Затем в 1990 году было знакомство с будущей супругой Натальей Жестовской: «У неё уже был театральный коллектив, который, на мой взгляд, на тот момент очень странно себя вёл. Они использовали слово и вроде походили на такое драматическое проявление в искусстве, достаточно интересно работали с телом».

Вместе с ней они и начали пробовать разные формы самовыражения. А с буто познакомились на мастер-классе в малом драматическом театре у Льва Додина. Его давал Масаки Ивана… Спустя несколько лет Григорий Глазунов познакомился с ним лично, и японец назвал его не учеником, а партнёром.

О влиянии снов

В интервью Григорий Глазунов много говорит о снах. Оказывается, он может отличать свои сны и даже чувствует их «вкус». Если они меняются, значит, что-то происходит в пространстве.

Полное интервью с Григорием Глазуновым смотрите на платформе Leo Classics!