Художник по свету Дмитрий Зименко

Рус
15 мин.
0+

Интервью с художником по свету Дмитрием Зименко (Митрич) в проекте «Персона»: о театре и не только

В гостях у проекта «Персона» побывал один из ведущих художников по свету в российском театральном пространстве Дмитрий Зименко, которого многие знают по псевдониму Митрич. В интервью он рассказал, как сделать некомфортно зрителю, а самое главное — зачем.

О проекте «Персона»

«Персона» — проект журналиста Анны Гриневич, посвящённый деятелям искусства и выходящий на канале «САМПО ТВ 360». Выпуск с Дмитрием Зименко вышел в начале июля 2022-го.

Главный герой видео

Художник по свету Дмитрий Зименко отучился на факультете сценографии и художественной технологии Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. В 1993 году пришёл рядовым осветителем в Театр юного зрителя имени Брянцева в северной столице.

Об этом он подробно рассказывает в интервью: «Тогда я ничего о театре не знал. Вообще думал, что это временная работа, на месяц, на два. У нас там свои дела были, джаз-клуб, мы отрывались по полной».

В то время в ТЮЗе имени Брянцева художником по свету был Александр Мустонен, да и сама профессия была достаточно редкой. Дмитрия Зименко поразили две поставленные до него картины — «Эквус» и «Ундина». Настолько, что он просто влюбился в своё занятие и пришёл к мысли, что готов посвятить ему всю жизнь.

Кстати, лично с Александром Мустоненом он познакомился значительно позже, на церемонии вручения «Золотой маски» в сезоне 2016-2017, куда был номинирован за подготовку сразу двух спектаклей: «Чайка. Эскиз» и «Пустота». А в 2019-м таки её получил — за световое решение постановки «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в Красноярском драмтеатре имени Пушкина.

Сегодня Дмитрий Зименко выпустил уже больше сотни спектаклей. Сотрудничает с театральными труппами по всей стране — от Челябинска до Петрозаводска, в том числе с московскими Театром наций и театром имени Ермоловой.

Вопросы из интервью с Дмитрием Зименко

В беседе с Анной Гриневич он заявляет, что совершенно нормально подсматривать идеи у коллег и как-то их переделывать. Так поступают все, и это нормально.

Про то, как сделать зрителю некомфортно

«Это посветить ему в глаза, например», — рассуждает Митрич. И приводит в пример поставленный с его участием в новосибирском театре спектакль «Женитьба Фигаро» режиссёра Дениса Азарова.

В конце второго акта там был продолжительный монолог Фигаро, минут на 15. В рабочем свете, под который невозможно не заснуть. Заранее спланированная «скукотища», после которой внезапно артист берёт гитары и громко в микрофон поёт песню Radiohead. В глаза зрителям светят 20 фонарей, звучит музыка, внутреннее состояние трансформируется, и люди понимают, что «не зря пришли в театр».

Кстати, у самого Дмитрия Зименко тоже случалось заснуть в храме Мельпомены, но не потому, что спектакль плохой или хороший: «Просто что-то такое с собой сделаешь, что придёшь, тебе хочется спать. Уже прямо вот ты только сел в кресло — и уже устал». Может, не выспался или что-то ещё, но не подготовил себя к походу в театр.

Про провокации в театре

Самым провокативным режиссёром современности Дмитрий Зименко считает Романа Кагановича из Санкт-Петербурга: «Он помоложе меня будет лет на 10. Я с ним выпустил несколько спектаклей. С моей точки зрения, никакой провокации, всё нормально. Но я уже просто привык, наверное. А обычный зритель может, конечно, немножко в шок войти».

В таких постановках встречается и обнажённая натура, и другие провокативные вещи. Создатели постановок буквально ходят по грани. И в этом им помогают технологии.

Как признаётся герой, иногда спектакль вообще вокруг какого-то особого приёма может создаваться, а остальные нюансы, включая сюжет, могут додумываться по ходу дела. Так что часто всё начинается с фантастического финала.

Откуда возник псевдоним Митрич

Дмитрий Зименко рассказывает, что всё случилось ещё во времена джаз-клуба, где он играл. Дмитриев там было много, нужно было как-то всех различать. Поэтому кто-то стал Митей, другой просто Димой, а он — Митричем. 

Псевдоним прижился и в театре. Зарегистрировать пришлось, когда, казалось бы, простую фамилию стали регулярно путать на афишах: «Я уже кем только ни был: Зинченко, Зимин, один раз Змиенко написали. Вот это мне больше всего понравилось».

У Митрича сегодня свой особый стиль работы, он умело выстраивает световые композиции, которые усиливают драматургию и эмоциональное воздействие спектакля. Кстати, хорошую постановку он сравнивает с красивой женщиной: «Ты ею любуешься, и ты счастлив».

Полное интервью с Дмитрием Зименко смотрите на платформе Leo Classics!