Амплуа и приемы художественных критиков

Милена Орлова, главный редактор The Art NewsPaper Russia

Рус
38 мин.
0+

Нюансы художественной критики: мастер-класс от главного редактора The Art News Paper Russia Милены Орловой

Современный художественный критик — это важный мостик между художником и публикой. Он может правильно расшифровать замысел творца и увлекательно его подать. О том, как найти точки соприкосновения с искусством, какие здесь возможны жанры, почему даже в этом направлении в первую очередь важна эстетика, рассказывает главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.

Интервью про амплуа и приёмы художественных критиков, правила оценки современных произведений продолжает серию мастер-классов для сотрудников культурных институций на платформе LeoClassics. Эта уникальная программа охватывает основные аспекты разработки и организации проектов в сфере искусства и их продвижение: от формулирования идеи до подготовки места проведения.

Главный герой видео

Милена Орлова — известный российский журналист и искусствовед. Про искусство и различные культурные события для ведущих СМИ она пишет с 1990 года. Стояла у истоков запуска в нашей стране русской версии издания об искусстве The Art Newspaper Russia. Руководит им последние 12 лет.

Она уверена, что именно благодаря работе русских художественных критиков люди могут узнать и полюбить что-то новое, окунуться в увлекательный мир искусства. И это тоже своего рода творчество.

У каждого из художников и авторов в широком смысле слова своя реальность, и критики тут совсем не исключение. У них тоже есть своё ампула. Сегодня печалит то, что многие пишут, конечно, по-русски, но так, что не каждый обыватель может понять. Яркий пример — употребление англицизмов или же давно забытых терминов.

«Меня всегда корёжит, когда в прекрасной статье вдруг появляется слово "нарратив". Не надо развивать в читателях комплекс неполноценности и быть снобом», — говорит Милена Орлова.

О чём это видео

По её словам, интересно писать можно даже про скучные вещи. И здесь мы подходим к вопросу жанров художественной критики. Например, придумать некоего персонажа и говорить от его лица. И таким героем может быть даже животное!

«Понимаю, что не каждый день в своем телеграм-канале вы будете писать от имени собаки, но имеет смысл хотя бы попробовать», — говорит Милена Орлова в своём мастер-классе.

Хороши платоновские формы диалога. Размышления старого и молодого художника — ведь именно так была написана рецензия Константина Батюшкова, одного из первых художественных критиков в России, на выставку в Академии художеств. Такое упражнение помогает раскрепоститься от штампов, которые возникают при работе с текстами.

Основные амплуа, в которых выступают художественные критики:

  • художник — создаёт конгениальные тексты,
  • куратор — сам запускает новые направления и тренды,
  • журналист — отличается оперативностью и широтой аудитории,
  • злой критик — продаёт неподкупность,
  • добрый критик — очень хорош для аукционов.

Следующая часть — как представлять художников. В отношении классиков делать это вовсе не нужно. Их имена и так на слуху. Но чем моложе автор, тем меньше о нём знает публика. А значит, стоит давать больше информации в своей рецензии.

А что же делать, когда задача настолько тяжела, что не рождается даже первая строчка? Наш спикер рекомендует попробовать применить «Принцип 8,5» — рассказывать читателям, почему вы не можете о чем-то написать.

Также Милена Орлова рассказывает о том, стоит ли употреблять в своём произведении, посвящённом выставке или иному культурному событию, термины, которые слишком много значат, скажем, «постмодернизм», «реализм» или «иммерсивность». Рассуждает, стоит ли придумывать новые слова. Смотрите полную запись этого увлекательного мастер-класса на платформе Leo Classics.