Как писать об искусстве

Милена Орлова, главный редактор The Art News Paper Russia

Рус
37 мин.
0+

Как писать об искусстве: мастер-класс от главного редактора The Art News Paper Russia Милены Орловой

Если вы реально хотите стать критиком, нужно быть готовым к тому, что вас могут побить. Так считает главный редактор The Art News Paper Russia Милена Орлова. Интервью с ней открыло серию мастер-классов на Leo Classics, посвящённых управлению художественными проектами. Она ориентирована на тех, кто хочет больше узнать о современных трендах в сфере культуры.

В этой беседе Милена Орлова рассказала, как правильно осмыслять окружающую творцов действительность и как писать об искусстве, чтобы у зрителя сложилось правильное впечатление.

Главный герой видео

Гость студии — известный художественный критик и журналист. Она родилась и выросла в Москве, окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Активно публикуется в ведущих российских СМИ с 1990 года. За её плечами опыт работы в «Коммерсанте», Третьяковской галерее, журналах «АртХроника» и др. И все эти места так или иначе были связаны с текстами о живописи, скульптуре, различных произведениях, художниках, графиках, авторах в широком смысле слова.

Милена Орлова — главный редактор русской версии издания об искусстве The Art Newspaper Russia, которым занимается последние 12 лет, то есть с самого начала его выхода на российский рынок. Сегодня издание выходит раз в месяц в виде бумажной газеты, распространяется через сайт и соцсети. У него есть своя премия, которой ежегодно отмечают главные события в сфере культуры.

«Мы знаем, что об искусстве можно писать в самых разных жанрах и форматах. Это может быть детективный роман. Все помнят "Код да Винчи", который был успешно экранизирован, например. Это может быть трактат. Естественно, художники пишут мемуары. Есть книги по истории или современному состоянию культуры, такие культурологические бестселлеры», — говорит она в своём мастер-классе.

Примером последнего жанра можно назвать «Бобо в раю» Дэвида Брукса про богемную буржуазию. По словам Милены Орловой, там есть потрясающая глава. Она посвящена отношениям меценатов и не слишком богатых, но очень умных и интеллектуальных служителей искусства, тому, какие от этого возникают коллизии.

О чём это видео

Как считает спикер, если есть желание заниматься чем-то подобным в сфере искусства, нужно понимать, какие опасности поджидают писателей на этом пути. В рамках мастер-класса речь идёт о самых коротких текстах:

• анонс (пресс-релиз),

• интервью с художником,

• статья о художнике,

• рецензия на выставку или книгу,

• большая статья о каком-либо явлении (лонгрид или фичер).

По каждому из них есть свои правила. Так, пресс-релиз должен быть коротким и помещаться на одну страницу. Чтобы его написать, от журналиста требуется все его красноречие.

На анонс чем-то похожа рецензия, но она создаётся уже по следам события, в ней могут встречаться элементы репортажа. Задача критика не в том, чтобы сообщить, стоит ли зрителям туда идти, а описать, что именно он увидел.

«Рецензию можно писать по-разному. Главное оружие рецензента — это сравнение», — объясняет Милена Орлова.

Сравнивать можно с анонсом, заявленной организаторами программой или другими подобными событиями. Понятно, что не все выводы могут понравиться администрации той же выставки, поэтому данный жанр в России постепенно угасает, чего нельзя сказать про интервью. Но здесь большое внимание нужно уделить вопросам, они должны раскрывать информационный повод. А ещё иногда важно позволить себе «уйти в незапланированную степь». Зачастую именно из этих отступлений формируется самое интересное.

Что касается статей, здесь нужно оценивать свою аудиторию: насколько она готова к художественным экспериментам. Чем доступнее язык, тем больше людей готовы будут прочитать материал. Совет быть проще вполне применим к ответу на вопрос, как правильно писать об искусстве. Смотрите полную запись беседы на платформе Leo Classics.