Елена Крылова, эксперт в области маркетинга и культуры, куратор выставок
Что такое арт-менеджмент и как управлять галереей: мастер-класс Елены Крыловой
Только 20% художников могут жить за счёт продажи своего творчества. В смежных сферах — дизайне и архитектуре — очень часто люди зарабатывают больше, чем в искусстве. И это мировая статистика. Повысить доход поможет арт-менеджмент. Что это такое, зачем он галеристам и как управлять выставкой, рассказывает эксперт в области маркетинга культуры Елена Крылова.
Считается, что для успеха художнику достаточно таланта и профессионального образования, а повышать статус и цену своих работ можно благодаря участию в некоммерческих выставках и арт-фестивалях. Однако эксперт уверена, что чтобы не просто выжить за счёт продажи своих картин, но и получать стабильный доход, ему необходим полноценный арт-менеджмент.
Главный герой видео
Елена Крылова — эксперт в области маркетинга культуры, куратор выставок. Эту профессию освоила около 15 лет назад. Тогда она решила поменять профессию и уйти из девелоперской компании. Первое, что сделала, — нашла подходящую образовательную программу — MBAМГУ «Арт-менеджмент». Её прохождение помогло интегрироваться в новую среду.
Работала в издании TheArtNewspaperRussia, занималась маркетингом на разных фестивалях и других мероприятиях, делала выставки, а пять лет назад решила открыть своё дело. Сегодня у неё три арт-магазина и галерея современного искусства.
Елена Крылова напоминает, что термин «управление» в арт-менеджменте проще всего объяснять через пять его основных функций, которые вывел Анри Файоль ещё в 1916 году. Это:
- планирование,
- организация,
- мотивация,
- координация,
- контроль.
Всё это в той или иной мере присутствует в деятельности современных галерей. О сути галерейного бизнеса и особенностях управления эксперт рассказывает в рамках мастер-класса.
О чём это видео
Итак, всё начинается с планирования. Галеристу нужно составить план выставок минимум на год вперёд, соотнести его с планом продаж и, может быть, предусмотреть участие в ярмарках и музейных событиях.
С точки зрения организации нужно помнить, что у арт-менеджмента есть юридическая основа. Она очень важна, так как многие конфликты в арт-сфере зачастую бывают связаны с тем, что договоры или лицензионные соглашения не были оформлены должным образом, либо грамотно не были прописаны авторские права.
В качестве примеров успешной организации выставок Елена Крылова приводит благотворительный аукцион и продюсирование творческой коллаборации. Рассказывает, на что стоит обращаться внимание, что нужно учитывать. По её мнению, для любого галериста, куратора и арт-менеджера важна насмотренность.
Что касается мотивации, она связана с определением искусства. В арт-мире всё немного не так. Несмотря на то, что галерея — это коммерческое предприятие, галеристами становятся люди в первую очередь неравнодушные к культуре. Реализация своего признания заряжает больше, чем деньги.
«Если вы хотите стать арт-менеджером, то должны быть готовы к тому, что вам придется обучиться буквально всему. Из многих желающих немногие становятся звёздами», — уверена Елена Крылова.
В мастер-классе она делится профессиональными секретами, как управлять выставкой, что должен знать управленец, как галерее найти своих художников, а авторам — своих кураторов. Смотрите полную запись этого видео бесплатно и в режиме онлайн на платформе LeoClassics.